Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 9

Презентации по истории России для 8 класса

◄ГДЗ по истории◄ ГДЗ по истории России 8 кл. Андреев◄
§ 4-5. Обновлённая Россия
§ 4-5. Обновлённая Россия

◄§ 2-3. Северная война

§ 6. Общество и государство. Тяготы реформ►

Вопросы к пунктам § 4-5. Обновлённая Россия

Пункт 1.

  1. Каковы были предпосылки и общее направление государственных реформ в годы правления Петра I?
  2. Что обусловило необходимость проведения коренных реформ и их характер?
  3. Что означало «общее благо» как официальная цель реформ Петра I?

1) Но нельзя забывать и о том, что потребность в коренных переменах возникла ещё в XVII в. Конечно, война обрядила в военный мундир не только реформаторов, но и сами реформы. Однако направленность преобразований, их содержание и пределы определялись более глубинными процессами, происходившими в стране, обществе и государстве.

Петр стремился преодолеть экономическую и техническую отсталость России от Европы. Он шел по пути укрепления своей абсолютной власти и создания “регулярного” государства.

3. Официальной целью всех преобразовании провозглашалось достижение «общего блага». В понимании Петра I речь шла прежде всего об интересах государства. Все перемены призваны были приносить государственную пользу. Считалось, что лучше всего это можно сделать, если каждый человек независимо от своей сословной принадлежности будет приносить пользу государству.

Пункт 2

  1. Вместо какого государственного органа был создан Сенат? Каковы были его функции?
  2. Чем была вызвана необходимость реформирования российской политической системы?
  3. Каковы основные итоги Петровских реформ? Назовите основные изменения в административной системе.

1) Высшим государственным органом власти, подчинённым монарху, стал Сенат. Он заменил Боярскую думу. Пётр I учредил его в 1711 г., отправляясь в Прутский поход. Царь возложил на Сенат высшие административные функции, наделил его правом издавать указы. Значение Сената в управлении страной нашло своё выражение в его полном названии — Правительствующий сенат.

2) Петр стремился создать регулярное государство, где каждый орган работал четко, как винтик часового механизма. Весь этот государственный механизм должен был способствовать укреплению абсолютной власти монарха. Реформы политической системы при Петре – это окончательное установление абсолютизма.

Реформы государственного аппарата отчасти сделали управление более эффективным (13 коллегий заменили десятки приказов), управление стало коллегиальным, что по мнению царя должно было ограничить коррупцию.

3) В результате реформ Петра страна превратилась в абсолютную монархию, укрепилось государство, общество оказалось под контролем регулярного государства.

Основные изменения административной системы:

  1. На смену Боярской Думы пришел Сенат, влияние старой боярской аристократии было подорвано.
  2. Коллегии заменили приказы – административное управление стало более эффективным. Каждая коллегия занималась строго определенными функциями, не было дублирующих органов.
  3. Введен институт надзора – прокуратуры. Ее задача следить за нарушениями закона, в том числе и со стороны чиновников.
  4. В 1708 г. страна была разделена на губернии (сначала их было 8, затем 11), которые состояли из уездов во главе с комендантами. В руках губернаторов оказалась огромная власть — административная, судебная и даже военная. Позднее появилась и промежуточная (между губерниями и уездами) территориальная единица — провинция во главе с воеводой. Все органы центральной и местной власти подчинялись императору.

Пункт 3

  1. В чём состояла суть церковной реформы?
  2. Как изменилось положение Церкви в государстве в результате проведения церковной реформы?

1) После смерти в 1700 г. патриарха Адриана царь не допустил выборов нового главы Церкви. В 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, установивший контроль государства за землями и доходами монастырей.

В 1721 г. Пётр I упразднил патриаршество. Для управления Церковью был учреждён Святейший синод. В результате церковь была полностью поставлена под контроль государства.

2) Объявление императора высшим судьёй в духовных делах окончательно ставило Церковь в подчинённое положение. Была даже предпринята попытка ограничить тайну исповеди. Феофан Прокопбвич в1721 г. составил Духовный регламент, обосновывающий и оправдывающий зависимое положение Церкви от абсолютного монарха.

Пункт 4

1. В чём были преимущества русской армии? 2. Почему России был необходим военно-морской флот? 3. В чём была суть военной реформы?

1. Почти однородная по национальному составу, русская армия уже вскоре после своего возникновения не уступала в выучке иностранным наёмным войскам. По силе же духа она превосходила многих. Во время войны со шведами русская пехота не уклонялась от страшного штыкового боя, в который избегали вступать солдаты-наёмники.

2. Будучи государственником, Пётр I хорошо понимал, сколь необходимо России иметь флот. Флот обеспечивал выход в моря и процветание торговли и экономики. Флот защищал Отечество, ставшее одним из лидеров Европы 18 в.

3. Военные реформы потребовали изменения принципов комплектования армии (рекрутская повинность), организации обучения офицерского корпуса, строительства заводов и мануфактур для обеспечения армии и флота. Внутренняя жизнь армии регулировалась специальными документами — в первую очередь Уставом воинским. Регулярное государство создало регулярную армию, сменившую дворянское ополчение.

Пункт 5

1. Какие повинности в пользу государства несли податные сословия? Какие из них были новыми, появившимися при Петре I? 2.Почему была проведена налоговая реформа? Перечислите её результаты. 3. Какие необходимые меры были предприняты для успешного проведения налоговой реформы?

1. В 1718 г. правительство начало налоговую реформу, заменив подворное обложение, введённое при царе Фёдоре Алексеевиче, подушной податью. С 1724 г. её должны были платить все лица мужского пола, принадлежавшие к тяглому сословию.

2. Петру I хронически не хватало средств на войну и реформы, и он вынужден был изыскивать их, вводя многочисленные новые налоги и повинности. Однако вечно множить подати было нельзя. Следовало коренным образом изменить систему налогообложения. Подушная подать введенная Петром постоянно увеличивалась.

В результате налоговой реформы увеличился и круг налогооблагаемых лиц. Теперь не только крепостные крестьяне, но и ранее свободные люди оказались прикреплены к месту жительства — месту уплаты подушной подати. (посадские люди и однодворцы — бывшие служилые люди с южных окраин, стрельцы, пушкари и др.).

3. Сначала учёт попытались провести на основе сказок — списков, которые представляли сами помещики. Но помещики скрыли огромное число крестьян. Властям пришлось организовать собственную перепись — провести ревизию (перепроверку) данных. Согласно новому порядку налогообложения, подушную подать должна была платить каждая попавшая в перепись «ревизская душа». Одновременно была введена паспортная система. Эта полицейская мера ещё сильнее прикрепила крестьянина к помещику — лишённый паспорта крепостной теперь не мог уйти без разрешения землевладельца даже на заработки.

Пункт 6

  1. Какой порядок прохождения службы устанавливала петровская Табель о рангах?
  2. В чьих интересах был принят Указ о единонаследии?
  3. Почему Пётр I внёс изменения в положение холопов?

1. В 1722 г. появилась Табель о рангах, согласно которой каждый дворянин по достижении 15-летнего возраста должен был быть определён на военную или гражданскую службу. Служба была разделена на 14 ступеней, по которым происходило движение вверх — от самого низшего, 14-го класса (прапорщик и коллежский регистратор), до самого высшего, 1-го класса (генерал-фельдмаршал и канцлер). Во внимание принимались исключительно личные качества и заслуги: способности, образованность, рвение, опыт.

2. В 1714 г. Пётр I подписал Указ о единонаследии, согласно которому поместья превращались в собственность их владельцев. Однако давнишняя мечта дворян о слиянии поместья и вотчины была воплощена в жизнь по-петровски: владелец имения получил право передавать земли лишь одному из наследников.

Царь последовательно защищал «государственные интересы», заботясь о том, чтобы имения не дробились, а крестьян, главных налогоплательщиков, не разоряли мелкие помещики. Указ преследовал интересы государства и помещиков.

3. Царь-реформатор пошёл на уничтожение древнего института холопства. Пётр I никак не мог смириться с тем, что тысячи холопов не приносят никакой «государственной пользы», не платят налогов. И царь включил их в число «ревизских душ».

Пункт 7

1. Война требовала вооружения армии и флота, необходимы были десятки суконных, железноделательных, оружейных, металлургических мануфактур (причем война шла со Швецией – традиционным поставщиком металла в Россию). Война стимулировала развитие промышленности в стране (построено при Петре 200 мануфактур), Появился новый промышленный район – Урал.

2. Отрасли связанные с военным делом – металлургия, производство оружия, канатов, парусов, сукна, судостроение. Нужно было обеспечить армию и флот.

3. Торговая и промышленная политика царя строилась в духе меркантилизма — экономического учения о том, что государство должно заботиться о положительном торговом балансе страны. Одновременно принимались меры, которые должны были защитить российского производителя. Примером таких протекционистских мер стал Таможенный тариф 1724 г.: пошлины на экспорт были снижены, а тарифы на ввоз — увеличены. Так государство защищало отечественную промышленность от иностранных конкурентов.

Вопросы и задания к § 4-5. Обновлённая Россия

1. Подтвердите фактами, что необходимость проведения реформы системы управления зародилась ещё в XVII в. Почему в начале XVIII в. эта необходимость стала ещё острее?

Система управления была громоздкой, неповоротливой и малоэффективной, например многие приказы дублировали функции других приказов. Боярская Дума состояла из десятков бояр. Алексей Михайлович создал ближнюю тайную Думу. Федор Алексеевич сжег разрядные книги – источник местничества (занимание должности по родовитости). Кроме того, в 17 веке произошло множество бунтов поводом которых послужили казнокрадство и коррупция.

В начале 18 века необходимость реформирования системы управления обострилась в условиях Северной войны.

2. Какие из Петровских реформ вы считаете наиболее важными? Своё мнение обоснуйте.
  • Военная реформа – позволила России выйти в Балтийское море и занять место в числе великих держав мира.
  • Административная реформа – повысила эффективность государственного управления
3. Почему новая система управления оказалась эффективнее?

Снижено количество учреждений исполнительной власти (13 приказов вместо десятков коллегий). Табель о рангах позволял продвигаться по службе благодаря своим талантам, умениям и трудолюбию, а не знатности. Повысилось качество, профессионализм чиновников и офицеров.

4. Вспомните, какой была система управления государством при предшественниках Петра I. Используя схему на с. 36, сравните старую и новую системы. Какие плюсы и минусы имела новая система управления?

Старая система более проста: царь – патриарх – Боярская дума – Приказы. Новая система очень сложна и разветвлена. Но бюрократии хватало и там, и там. Функции органов управления Петра I раньше выполняли десятки приказов. Одним из плюсов новой системы является появление надзорного органа – прокуратуры.

5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
  • 1) создание губерний в России – 1708
  • 2) создание Синода – 1721
  • 3) создание Сената – 1711
  • 4) создание коллегий – 1718-1721
  • 5) введение Табели о рангах – 1722
6.Поработайте с картой (с. 43).

1) Какие новые специализации районов и производства появились при Петре I? 2) В состав какой губернии начала XVIII в. входил ваш населённый пункт? Какой была специализация вашего района?

Районы: железоделательные, оружейные, медеплавильные заводы (Олонецкий край, Тула, Кашира,Петербург, Липецк, Урал), суконные и полотняные мануфактуры (Москва и центральные районы), , судостроительные верфи (Петербург).

7. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Проведённые реформы — это обновление или модернизация?

А. Реформы в области управления и экономики не привели к кардинальному изменению системы управления, но ускорили процесс дальнейшего развития страны. Хотя некоторые реформы привели к значительным переменам, но в целом перехода от традиционного типа общества к новому не произошло, а значит, говорить о модернизации нельзя.

Опубликовано 16.10.2018 — 1:03 —

Презентация по истории России 8 класс.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-presentation.pngnovaya_rossiya.ppt 254 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Новая Россия» Итоги реформ.

Слайд 2

Проанализировав изученный материал, заполните та- блицу . Экономика Государственное управление Культура Армия Значение Петровских реформ

Слайд 3

Личность царя-реформатора. Пётр I был настоящим лидером. Главные черты его личности — целеустремлённость и сила воли, главная цель — процветание Отечества. «За моё Отечество и люди живота своего не жалели, и я не жалею», — говорил царь, и это не было лицемерием. Человек государственный, Пётр I умел определять наиболее важные задачи и находить пути их решения. Нередко при этом современникам казалось, что он пытается достигнуть невозможного. Но Пётр расширил понятие возможного своей решительностью, цельностью натуры и твёрдой волей и заставил народ поверить в собственные силы.

Слайд 4

На протяжении всей жизни Петру I приходилось преодолевать неверие, предрассудки, косность, инерцию, прямое сопротивление. Царь никогда не страшился быть новатором во всём — начиная с высокой политики и кончая прозой быта. Показная роскошь претила Петру. Во время его пребывания во Франции хозяева находились в полном смятении: царь буквально убегал из парадных покоев, предпочитая скромные «служебные помещения». Пётр I был и разрушителем, и созидателем. Царь задал «параметры» поведения всем своим последователям — горячую любовь к Отечеству и образцовую службу Отечеству. К сожалению, мало кто из последующих правителей выполнял заветы Петра.

Слайд 6

Ответьте на вопросы,пункт 1. 1. Какими личными качествами и поступками Пётр I сломал привычные представления о монархе? 2. Какие личные качества Петра I свидетельствовали о том, что он оставался «человеком своей эпохи»? 3. Что оказало особое влияние на формирование Петра I как реформатора?

Слайд 7

2. Светский облик культуры. В 1699 г. приняла первых учеников Навигацкая школа (Школа математических и нави гацких наук, располагавшаяся в здании московской Сухаревой башни), со временем превратившаяся в Морскую академию, открылись Медицинское, Артиллерийское, Инженерное училища.

Слайд 8

Сухарева башня в Москве. Художник Ф. Бенуа

Слайд 9

В 1710 г. был утверждён гражданский шрифт — более простого рисунка, более близкого к европейским шрифтам. Формально новая азбука должна была облегчить обучение письму. Однако последствия реформы алфавита были глубже. Теперь старый алфавит «обслуживал» церковнославянский язык, на котором писались церковные книги. Новый алфавит был предназначен для всех остальных сфер жизни и деятельности.

Слайд 10

В январе 1703 г. началось издание первой российской печатной газеты «Ведомости» («Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах»).

Слайд 11

В феврале 1724 г. он подписал указ о создании в Санкт-Петербурге Академии наук и деятельно хлопотал о приглашении в неё европейских учёных. С целью собирания и исследования редкостей, рождённых природой и руками человека, в 1714 г. был открыт первый музей в России — Кунсткамера.

Слайд 12

Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Фотография

Слайд 13

3.Изменения в быте. Ассамблеи (франц. assemblée, «собрание») — прообраз дворянского бала, празднование, введённое Петром Первым в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года.

Слайд 14

Ассамблея при Петре I. Художник С. Хлебовский

Слайд 15

4. Петровский «парадиз». В своих письмах Пётр I называл Санкт-Петербург «парадизом» — райским местом, раем. К строительству города приступили почти сразу же, как русские утвердились в устье Невы. Начали с возведения Петропавловской крепости, вокруг которой должен был вырасти «город святого Петра» — Санкт-Петербург. Имя Петра, святого покровителя царя, было выбрано не случайно. По-гречески оно значит «камень»: каменный Петербург должен был «заменить» деревянную Москву и стать символом новой, преображённой России.

Слайд 16

После победы под Полтавой, когда в войне со Швецией наметился решительный перелом, Пётр обязал придворных строить в Санкт-Петербурге для себя дворцы и переезжать из Москвы. Это вызвало немалый ропот, но с быстрым на расправу царём мало кто осмеливался спорить. Много было сделано для того, чтобы привлечь в город на Неве именитое отечественное и иностранное купечество. Царь не скупился на льготы и низкие пошлины. И хотя жизнь в Петербурге была дорогой и трудной, город быстро превращался в центр политической и экономической жизни страны. С 1712 г. он официально стал именоваться «царствующим градом», т. е. столицей

Слайд 17

5. Преображённая Россия. Нельзя забывать и об ограниченности Петровских реформ. Европеизируя страну, царь не затрагивал крепостничество и самодержавие. Напротив, перемены производились на их основе. Общество, даже в лице его элиты, было лишено гражданских прав, а достоинство человека при всех (по сравнению со Средневековьем) переменах определялось сословной принадлежностью и чином. Величие страны соседствовало с бесправием, а под общественным благом подразумевалось не благо подданных, человека, а благо государства.

Слайд 18

Вывод Реформы Петра I способствовали сближению России со странами Запада. Однако глубина преобразований была ограничена крепостническими и самодержавными порядками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новой школе — новый учитель, ФГОС — новый классный руководитель

Презентация к выступлению на конкурсе «Учитель года»…

picture-271217-1372578805.jpgНовая демоверсия ЕГЭ-2014 и новый вариант А.Ларина в-49 в новой версии

picture-374060-1388169962.jpg«Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность»

Доклад к педагогическому совету…

picture-274105-1374082438.jpgНовый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность

Материалы для обсуждения в творческой группе на педагогическом семинаре «Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность»…

picture-282984-1377947368.jpgНовые требования к ученику в рамках реформы образования

Новые требования к ученику в рамках реформы образования.С одной стороны, одним из главных достоинств школьного образования является то, что это одна из самых устойчивых и консервативных общественно-го…

picture-493606-1567352635.jpgПрезентация «Италия. Время реформ и колониальных захватов» Новая история. 8 класс.

Презентация «Италия. Время реформ и колониальных захватов» предназначена для урока по новой истории в 8 классе при изучении данной темы.  В презентации  рассматриваются вопросы:  …

picture-1132816-1554840816.jpgУрок изучения нового материала. Государственные реформы Петра Первого

Конспект урока  по истории в 8 классе.Тема урока: Реформы Петра I .Тип урока: урок  изучения нового материала. Составлена технологическая карта урока по ФГОС. Прилагается компьютерная презен…

  • Мне нравится

 

Всего 2417 презентаций

Блокада Ленинграда

8 презентацийБлокада ЛенингадаБлокада Ленингада —> Блокада ЛенинградаБлокада Ленинграда —> Блокада ЛенинградаБлокада Ленинграда —>

Великая Отечественная война

Посмотреть презенациюВеликая Отечественная войнаПрезентация на тему Великая Отечественная война

  • Герои Великой Отечественной войны;
  • Памятники участникам войны;
  • Главные сражения войны;
  • Вопросы для обсуждения.

Открыть презентацию »

История Российского флага

Посмотреть презенациюИстория Российского флагаПрезентация на тему История Российского флага

Позволяет школьникам узнать больше интересной информации о главном символе нашей страны.

Открыть презентацию »

Михаил Тимофеевич Калашников

Посмотреть презенациюМихаил Тимофеевич КалашниковПрезентация на тему Михаил Тимофеевич Калашников

  • Детские годы;
  • Военное время;
  • Начало создания АКМ;
  • Производство АК 74;
  • Присвоение докторской степени;
  • Модификации оружия.

Открыть презентацию »

Дети блокадного Ленинграда

Посмотреть презенациюДети блокадного ЛенинградаПрезентация на тему Дети блокадного Ленинграда

  • Блокада Ленинграда
  • Нормы продуктов
  • Голод
  • Из воспоминай юных блокадников
  • Дневник Тани Савичевой
  • Памятник «Цветок жизни»

Открыть презентацию »

Юрий Долгорукий

Посмотреть презенациюЮрий ДолгорукийПрезентация на тему Юрий Долгорукий

  1. История основания Москвы
  2. Основание Москвы
  3. Союз с половцами
  4. Мнение автора

Открыть презентацию »

День Героев Отечества

Посмотреть презенациюДень Героев ОтечестваПрезентация на тему День Героев Отечества

  • День Героев Отечества;
  • Орден Георгия Победоносца;
  • Герои Российской империи;
  • Орден Славы;
  • Герои СССР и РФ.

Открыть презентацию »

Культура России 18 века

Посмотреть презенациюКультура России 18 векаПрезентация на тему Культура России 18 векаОткрыть презентацию »

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Посмотреть презенациюКузьма Минин и Дмитрий ПожарскийПрезентация на тему Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Позволяет школьникам узнать больше интересной информации о личностях великих общественных деятелей и их подвиге.

Открыть презентацию »

Народы России в 18 веке

Посмотреть презенациюНароды России в 18 векеПрезентация на тему Народы России в 18 векеОткрыть презентацию »

Народы России во 2-й четверти XIX века

Посмотреть презенациюНароды России во 2-й четверти XIX векаПрезентация на тему Народы России во 2-й четверти XIX векаОткрыть презентацию »

Герои Великой Отечественной Войны

Посмотреть презенациюГерои Великой Отечественной ВойныПрезентация на тему Герои Великой Отечественной Войны

  • Герои Советского Союза
  • Трижды Герои Советского Союза
  • Легендарные летчики

Открыть презентацию »

Архитектура России в 14-16 века

Посмотреть презенациюАрхитектура России в 14-16 векаПрезентация на тему Архитектура России в 14-16 века

  • Архитектура России в XIV в.;
  • Каменное строительство;
  • Строение православного храма;
  • Русская живопись XIV-XVI вв.

Открыть презентацию »

Наука и образование 18 века

Посмотреть презенациюНаука и образование 18 векаПрезентация на тему Наука и образование 18 векаОткрыть презентацию »

Смутное время

Посмотреть презенациюСмутное времяПрезентация на тему Смутное время

  • Основные этапы Смуты
  • Смерть царя Федора
  • Царствование Бориса Годунова
  • Лжедмитрий I
  • Восстание Болотникова
  • Появление Лжедмитрия II
  • Выступление первого ополчения под руководством воеводы Прокопия Ляпунова
  • Выступление второго ополчения во главе с Д.Пожарским и К.Мининым

Открыть презентацию »

Федор Алексеевич Романов

Посмотреть презенациюФедор Алексеевич РомановПрезентация на тему Федор Алексеевич РомановОткрыть презентацию »

Архитектура России 19 века

Посмотреть презенациюАрхитектура России 19 векаПрезентация на тему Архитектура России 19 века

  • Классицизм и его характеристика;
  • Виды классицизма;
  • Русско-византийский стиль;
  • Электика.

Открыть презентацию »

Дорога жизни блокадного Ленинграда

Посмотреть презенациюДорога жизни блокадного ЛенинградаПрезентация на тему Дорога жизни блокадного ЛенинградаОткрыть презентацию »

Судебная реформа 1864 г.

Посмотреть презенациюСудебная реформа 1864 г.Презентация на тему Судебная реформа 1864 г.Открыть презентацию »

18 век в истории России

Посмотреть презенацию18 век в истории РоссииПрезентация на тему 18 век в истории РоссииОткрыть презентацию » —> Другие хорошие презентации —> —> Используемые источники:

  • https://litemove.ru/obnovlyonnaya-rossiya
  • https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2018/10/16/novaya-rossiya-itogi-reform
  • https://pptcloud.ru/8klass/history/rossii

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации