Андрей Смирнов
Время чтения: ~29 мин.
Просмотров: 0

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

—>Нажмадинова Ш.Г,, Сапарова А.А. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В РАМКАХ ОБНОВЛЁННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

19.12.2019, 05:30

Нажмадинова Ш.Г. Современный урок в рамках обновлённого содержания образования – индивидуальная стратегия профессионального роста / Нажмадинова Ш.Г,, Сапарова А.А. // Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Smart Student Science — 2019» – с. 280 — 285

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании.

Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век новых технологий и компьютеризации ,столь захвативших детей в свои оковы ?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?». Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы реформы не осуществлялись, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная система образования, стоит и обновленное содержание среднего образования РК.[6.37c.]

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. [1.6]Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большое преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения. Так же развитие казахстанских учащихся проходит путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем. Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного дошкольного воспитания и школьного образования Задача педагогов в ходе применения обновленной программы, привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка. Одна из важных задач обновленной программы – «Научить — учиться», учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной личности. [7.6 c.]

  • школах целенаправленно и последовательно ведётся работа по внедрению новых педагогических технологий. Важнейшей задачей является обучение детей с применением современных методов обучения в соответствии с личностными потребностями. «Выпускники школ должны уметь говорить на казахском, русском и английском языках. В результате обучения у учащихся должны быть сформированы навыки критического мышления, самостоятельного исследования и глубокого анализа информации. Растет понимание того, что для успешного обучения учащимся необходимы как знания, так и навыки. Это требует от учеников в процессе обучения перехода от запоминания информации к ее осознанию, пониманию и применению этих знаний в различных контекстах. Даже самый сложный материал может быть понятен детям, если он правильно организован и представлен. Учебные программы основываются на модели обучения, в основе которой лежит повторение изученных материалов и концепций по мере перехода учащихся в следующие классы. Цели обучения сгруппированы в единые разделы и подразделы с тем, чтобы видеть прогресс в обучении. По мере развития учащихся, при переходе из класса в класс, они приобретают более широкое понимание конкретной темы, получая возможность применять соответствующие подходы . Именно подобное применение знаний позволит учащимся приобрести широкий круг компетенций, которые теперь часто называют навыками XXI века. При работе с образовательной программой немаловажным является привитие учащимся моральных ценностей и навыков. Исследования по всему миру показали, что стандарты и оценивание образовательной программы могут играть значительную роль в формировании новых ожидаемых результатов обучения в школе. На начальном этапе учащиеся должны иметь возможность изучать широкий спектр соответствующих, логически связанных тем, избегая поверхностного изучения. По мере освоения программы учащиеся должны понимать значение того, что изучают, а также понимать то, как это связано с их настоящей и будущей жизнью.

Ожидаемыми результатами Программы, является сформированность у учеников навыков обучения тому, как учиться и, как следствие, становление их независимыми, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность, в том числе и в цифровых технологиях.

Задачи необходимые для достижения целей :

— развивать критическое мышление у детей, и у себя, как у учителя ;

-научить детей работать с проблемой, учить находить ее решения;

-развивать в детях умения работать в группе, работать вместе сообща, и при этом обучаться;

-создание хорошей коллаборативной среды, способствует хорошему настрою на уроке, значит нужно создавать атмосферу сотрудничества, в которой дети чувствовали себя комфортно;

-подводить к тому, чтобы они сами находили пути решения возникшей перед ними проблемы;

-проводить и готовить учебный процесс, так чтобы, учитывались все индивидуальные способности учеников;

-больше использовать заданий, чтобы они работали в группе, в паре;

-составлять вопросы, так, чтобы они подходили к вопросу более углубленно;

-более серьёзно подойти к развитию у учащихся критического мышления;

— способствовать всестороннее гармонично развитой, функционально грамотной личности.

-построить свою работу так, чтобы дети на уроке стали активными,

-обучение должно приносить радость, чтобы они стремились к знаниям.

. Планирование урока позволило спрогнозировать результат и осуществить контроль процесса обучения и применение своих знаний на практике.[7.5c]

  • форма организации урока вносит новизну в учебный процесс. Детям понравилось работать в группе, они чувствовали себя комфортно, в безопасности, что имеет большое значения для человека, если вспомнить иерархию потребностей Абрахама Маслоу:» Ребёнок испытывает потребность в общении. «Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обновленной программой. В соответствии с основными идеями Программы, урок строится, исходя не из темы урока, а на основе целей обучения и ожидаемых результатов. Урок, ориентированный на обучение должен планироваться на основе ясных и оправданных целей. Чаще всего большая часть урока тратится на устные сообщения учителя и на задания, при выполнении которых большую часть времени урока, ведущую роль играет именно учитель, а не ученики. У многих пропадает интерес к обучению, они либо бездействуют, либо начинают нарушать дисциплину. Для того чтобы таких ситуаций не возникало, каждому учителю прежде всего необходимо осознанно и обдуманно подходить к планированию урока. Краткосрочный план или план урока, составляется учителем самостоятельно по примерному шаблону, представленному в конце учебного плана. Серьезное отношение к планированию позволяет проанализировать каждый предстоящий шаг, но в то же время надо помнить и о том, что, если учителя заставляют учеников выполнять задания, которые им неинтересны только потому, что эти задания заранее запланированы, настоящее обучение прекращается. Учителю, работающему по обновленному содержанию среднего образования РК, необходимо быть мобильным, в случае наглядной картины, что запланированные задания не дают результат, не вовлекают учащихся в учебный процесс, необходимо вносить коррективы и по окончанию урока обязательно проанализировать его. Исходя из идей обновленной программы, я поставила для себя главную педагогическую задачу – стать напарником для моих учеников, чтобы направлять их, проживать каждую малейшую ошибку и каждую великую победу в их еще начинающем жизненном пути. Ведь именно мы закладываем детям определенные знания и жизненные навыки, которые они будут применять всю жизнь, это и является моим важнейшим предназначением как учителя. Так же мне хотелось бы, чтобы каждый из моих воспитанников мог добиться больших успехов, и не зависимо кем они станут в будущем, самое важное – чтобы они стали настоящими людьми! Такую задачу легко решить, путем применения эффективных подходов обучения обновленной программы, которые предусматривают всестороннее развитие учащихся, развивая критическое и творческое мышление, навыки в области информационно-коммуникационных технологий, научно – исследовательских навыков, а так же готовность учиться на протяжении всей жизни. Интегрируя модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», я наводящими вопросами или используя разноплановые задания, подводила учащихся к самостоятельному определению темы урока и целей. На первом уроке учащиеся смогли сами назвать тему урока, для постановки целей я предложила воспользоваться словами подсказками, т.к. этот вид работы для них новый. Практикуя эту работу из урока в урок учащиеся, имея определенные навыки, делали это самостоятельно. Ведь самостоятельное целеполагание подразумевает то, что учащиеся понимают, чему они будут обучаться, как они будут это делать и зачем им это нужно.[5.2c]

. Групповая работа развивает навыки коммуникации и сотрудничества, они терпеливо выслушивали разные точки зрения. Обсуждали различные мнения, аргументировали и доказывали правильность своей точки зрения, ответы учеников стали полными, в результате развития речи происходит развитие мышления. Ставя перед собой цель, дети старались найти решение, они учились мыслить нестандартно, креативно. Во время групповой работы создавалась зона ближайшего развития для слабых учащихся. Они чувствовали поддержку со стороны членов группы и учителя. Прежде чем развивать критическое мышление у учащихся, надо сначала развивать своё критическое мышление. Работа в этот период показала, что надо учиться мыслить нестандартно, креативно. Для меня было сначала трудно принять то, чему нас учили, но потом пришло осознание того, что если я хочу чтобы мои ученики в последствие стали успешными, я должна внедрять новые методы, приемы. При этом возможны ошибки, но они будут для меня отправной точкой в следующий раз сделать это лучше или по-другому.Для развития критического мышления учеников, подбирала задания таким образом, чтобы они были направлены не только на знание основ предмета, но на понимание смысла, чтобы ученик смог проанализировав материал, выбрать в соответствии со своими способностями то упражнение, которое он в силах выполнить самостоятельно или при поддержке одноклассника и учителя. На каждом из серии запланированных уроков, мною создавалась ситуация успеха для каждого ученика. Задания подбирали таким образом, чтобы они находились или «в зоне ближайшего развития» ученика или в зоне «саморегулируемых» действий. При выполнении таких заданий были активны все учащиеся, даже те которые раньше предпочитали отмалчиваться.[4.2c].Любой урок подразумевает оценивание самого учащегося и его знаний Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, является формативным. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, то это суммативное оценивание.

Для формативного оценивания, в соответствии с возрастными особенностями учащихся используются следующие техники оценивания: «Три звезды», «Лист самооценивания. Да-нет», «Руки к солнышку .Данная работа вызывала затруднение, т.к. учащимся трудно выразить свои мысли из-за скудного словарного запаса. Для себя сделали вывод, что надо на каждом уроке работать над развитием речи учеников и обогащением словарного запаса. На каждом уроке для оценки своей работы учащиеся ознакомились с критериями для оценивания.

Т.к. использование формативного оценивания подразумевает выявление проблем и внесение изменений в планирование урока, я постоянно наблюдала за детьми, использовала различные виды оценивания: оценивание групповой работы, взаимооценивание в парах, самооценивание. Не всё получилось, т.к. ученики завышали себе оценки, не объективно оценивали своих одноклассников. Ещё многому предстоит научиться мне и моим ученикам.

Использование различных видов оценивания позволило определить пробелы в знаниях учащихся, выявить трудности и подкорректировать дальнейшую работу.

. Главный результат этой работы в том, что мы вместе с детьми попытались проанализировать, что им надо изменить, над чем поработать для улучшения результата.

Проводя уроки с применением семи модулей, я видела радость в глазах детей, их оживление и неподдельный интерес. Все учащиеся были активны, даже слабые ученики хотели быть услышаны, стремились выполнить работу как можно лучше, в результате групповой работы повысилось суждение о самоэффективности многих учащихся.[2.1c]

В результате обзора среднего образования Организация Экономического Сотрудничества и Развития рекомендовала ввести критериальное оценивание результатов обучения во всех средних школах, чтобы сделать процесс оценивания более объективным и конструктивным для самих учащихся. При критериальном оценивании успеваемость ученика оценивается в соответствии с набором заранее определенных критериев оценивания (понятие, введенное Робертом Юджином Глейзером, 1963).

Успеваемость учащихся оценивается двумя основными способами: формативное оценивание (ФО) и суммативное оценивание (СО). Формативное и суммативное оценивание применяются по всем предметам. Однако подходы к оцениванию могут отличаться в зависимости от их содержания и вида. Учителя используют результаты формативного и суммативного оценивания для предоставления обратной связи обучающимся и информирования родителей во время учебного процесса. Формативное оценивание является неотъемлемой частью ежедневного процесса преподавания и обучения и проводится регулярно в течение всей четверти. Формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между обучающимся и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс и без выставления баллов и оценок и применяется учителями для измерения обучения и для помощи в планировании урока.

Модерация предназначена для обсуждения учителями результатов суммативных работ обучающихся за четверть с целью стандартизации оценивания. Процесс модерации проходит с участием учителей, работающих в одной параллели. Они обсуждают предварительное оценивание работ по определенному предмету, чтобы обеспечить единое понимание схемы выставления баллов учителями. С целью отслеживания прогресса обучающегося учителю следует хранить работы, выполненные обучающимися за определенный период обучения.

Портфолио – это целенаправленный сбор работ обучающегося, которые показывают его результаты обучения, прогресс и учебные достижения по одному или нескольким предметам в определенный период учебного года. Портфолио вводится с целью повышения объективности и прозрачности оценивания учебных достижений обучающихся. Результаты суммативного оценивания за раздел/сквозную тему и четверть фиксируются в электронном журнале регистрации результатов.

Все расчеты баллов и оценок осуществляются в электронном журнале автоматически. Выставление результатов суммативного оценивания за раздел/сквозную тему и четверти в электронном журнале регистрации результатов обучающихся предоставляет информацию для анализа и совершенствования практики преподавания. Действия учителя должны быть направлены на эффективный урок, направленный на обучение, то есть дающий результат. Особое внимание необходимо уделять постановке разнообразных вопросов. Необходимо планировать и чередовать как индивидуальные, коллективные, так и групповые/парные виды работ, задания ,направленные на развитие критического мышления. В плане урока планировать реализацию формативного оценивания через техники и методы, промежуточные письменные работы, При этом необходимо учитывать, что данный вид оценивания:

— является частью преподавания и обучения («оценивание для обучения»);

— является безотметочным оцениванием;

— охватывает все цели обучения (цели обучения конкретизированы в учебной программе и учебном плане по каждому предмету и классу);

— осуществляется в соответствии с критериями оценивания;

— предоставляется обратная связь о прогрессе каждого учащегося;

— используются результаты для улучшения качества преподавания и обучения, улучшения учебной программы.[5.3c]

В конце урока необходимо планировать вопросы, задания позволяющиеся обучающимся поразмышлять о том, чему они научились; определить цели следующего урока, оценить работу как самому обучающему, так и работу других.

Учитель до тех пор сохраняет право учить других, пока он сам учится!Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочнойСтратегии «Казахстан – 2050». В свое время первым президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым была поставлена задача вхождения республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование системы образования.

Основными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования,обеспечивающего успех в быстроменяющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовного развитого гражданина Республики Казахстан.[2.4]

Литература

1.Галямова Н.Н.«Обновление содержания образования в РК» Ж. 2017

2.»Новая система образования» https://www.nur.kz/1773601-novaasistemaobrazovaniavkazahstane-2018-2019 .htm

  1. МОН РК «Взгляд учителя на обновленное содержание образование в РК» 2018г. lhttps://infourok.ru/statyavzglyaduchitelyanaobnovlyonnoesoderzhanieobrazovaniyavrespublikekazahstan-3476418.html

4. «Обновленное содержание среднего образования: вопросы и ответы» Республиканская конференция 2017г. https://www.vkgu.kz/sites/default/files/files/education/obnov_soderj_obraz/obnov_soderj_obraz.pdf

5.О.Тольник «Реформа образования :все о нововедениях» А.2019г.

А.2109 г.https://www.nur.kz/1773601-novaasistemaobrazovaniavkazahstane-2018-2019.html

6. «Обновленное содержание образования- веление времени» Республиканский институт повышения квалификаций руководителей и педагогических работников системы образования РК https://www.nur.kz/1773601-novaasistemaobrazovaniavkazahstane-2018-2019.html

7. Тиханская Т.П. «Плюсы и минусы обновленного содержания» А.2016 г. https://multiurok.ru/files/dokladnamopliusyiminusyobnovlennogosoderzha.html

ДЖ.Брунер «Идеи спиралевидного обучения.» 2010г

Конкурсы для педагогов

Конкурсы для студентов

Конкурсы для школьников

Всероссийские конкурсы

Олимпиады

Всероссийские олимпиады

Международные олимпиады

Научные конференции

Всероссийские конференции

Международные конференции

—>Категория—>:Вестник РУСО | |
—>Просмотров—>:200 | —>Загрузок—>: |

—> Опубликовано 04.03.2019 — 18:54 —

Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Урок должен быть насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них должна вызывать у учащихся вопросы и удивление. Это урок, на котором ученика не унижают за то, что он чего-то не знает, не понимает, не умеет, а поправляют и учат. Качество урока зависит от степени подготовленности класса и от педагогического мастерства учителя. Повышение эффективности каждого урока – залог повышения качества обучения и воспитания.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngdoklad.docx 40.04 КБ

Предварительный просмотр:

Современные требования к качеству урока. Ориентиры на обновления содержания образования.

 Каким же должен быть современный урок в условиях перехода к стандартам второго поколения?

 Современный урок – это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса.

Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Урок должен быть насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них должна вызывать у учащихся вопросы и удивление. Это урок, на котором ученика не унижают за то, что он чего-то не знает, не понимает, не умеет, а поправляют и учат. Качество урока зависит от степени подготовленности класса и от педагогического мастерства учителя. Повышение эффективности каждого урока – залог повышения качества обучения и воспитания.

Перед педагогами сегодня стоит одна из важнейших проблем — как сделать так, чтобы обучение для ребёнка было не в тягость, а в радость. Как сделать так, чтобы ребёнок  не стал пассивным и равнодушным слушателем, а стремился к знаниям, был активной, творческой личностью на протяжении всего обучения в школе?

 — для индивидуальной формы работы я использую электронный ресурс «Учи.ру» ,так как не у каждого ребёнка есть дома компьютер, то эта работа для учеников интересна и познавательна, дети играя учатся.

Чтобы добиться качественного усвоения знаний, мне необходимо сделать учебный процесс максимально эффективным. Так на уроках литературы и окружающего мира  я помогаю детям  находить информацию в книгах, энциклопедиях  и делится с другими учащимися.

Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, которые делают урок интересным и познавательным.

Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания использую разноуровневые задания. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.

Применяю на уроках тесты, что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные)

 Лев Семёнович Выготский говорил: «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно»  Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, является равноправным участником обучения.  Использование групповых форм работы позволяет решить следующие задачи:

. возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

·       на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

·       ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

·       возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

·       меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

·       возрастает сплочённость класса;

·       учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения. так, с чего начать организацию групповой работы?

Я успешно использую  работу в парах уже с первых дней обучения, приучая своих детей  сотрудничеству. На первых порах — это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой. На этом этапе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Дети знакомятся с правилами общения: при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, дети учатся, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. Постепенно приучаю учеников, вырабатывать умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение четырёх лет обучения в начальной школе.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе урока.

Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их.

 Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.)

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Как правило, детям такая работа очень нравится. А так как присутствует элемент соревнования (ребята не хотят отстать от других пар) и дети ограничены временем, они стараются не отвлекаться, общаются только по теме урока.  Получив положительные результаты, организуя работу в парах, можно смело переходить к групповой работе.

Стоит отметить, что в групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Перейти от работы в статичных парах к групповой работе мне помог приём «Ручеек»

В «Ручейке» идёт общение ребят внутри класса. Для этой работы я заготавливаю к уроку карточки по числу учеников . Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второй  и третьей  парты составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят за партами. Затем  начинается движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места.

Можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи. Дети учатся общаться между собой, с учителем, овладевают коммуникативными навыками и умениями. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.   

Современный урок – это:

                     урок с использованием ИКТ

  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок , содержащий разные виды деятельности.
  • урок , на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-103717.jpgСовременные требования к качеству образования (материал для родительского собрания).

Главное отличие нового представления об образовании (а потому и о его качестве) в том, что понятие «образование» рассматривается как неравнозначное обучению, где последнее — только часть образования и…

picture-125711-1350386100.jpgФормирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях обновления содержания образования.

Из опыта работы учителя: как формировать у младших школьников контрольно-оценочную самостоятельность? Особое внимание уделяется приемам проверки и самопроверки. Выделяются показатели сформированности …

picture-119880-1534104733.jpgПедагогический проект «Духовно- нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»

    Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ц…

Педагогический проект «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»

«Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное …

picture-56915-1475395347.jpgОбновление содержания образования в начальной школе через краеведение

В статье рассказывается о том, как в нашей школе  через краеведение закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребёнка микромира, создаются условия для …

picture-467051-1406893240.jpgПедагогический проект«Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся через разнообразные формы внеклассной деятельности в условиях обновления содержания образования»

В данном проекте  представлен мой опыт по воспитанию духовно — развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией через раскрытие творческих и интеллектуальных спос…

picture-1182665-1572556813.jpgОбновление содержания образования как средство достижения нового качества образовательных результатов

Презентация на тему: Обновление содержания образования как средство достижения нового качества образовательных результатов…

  • Мне нравится

 

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Кужабергенова Гулбану Сыйыковна

учитель русского языка

СОШ №1 города Уральска ЗКО

Современное образование переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.

Об уроке,конечно, написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы,изменения, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) ­ океан знаний и рифы противоречий. И это ­ нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его ­ одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это ­ не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед учителем ­ живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный ­ действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок ­ современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Целью обновленного содержания образования является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:

· ставит цели,

· решает задачи,

· отвечает за результаты.

Главное– умение учиться, т.е. учить себя.

«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» ­ пишет Надежда Егоровна Щуркова.

Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают уроки по обновленному содержанию образования.

Например,во 2-ом классе при изучении темы «О чем говорят семейные альбомы»,учащиеся  рассказывают, о ком и о чем рассказывают страницы семейного альбома Саната,почему дедушка и бабушка помещены на первые страницы альбома?  кого пометит Санат на следующие страницы? Почему? Учащиеся учатся на уроке делать вывод,размышляют, сравнивают два постера, составляя к ним предложения по опорным словам: семья, любовь, мир, радость, дружба, счастье.И этот принцип психологической комфортности ­ предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Три постулата заложены в основание моих уроков:

1.Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

2.Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

3.Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Также особенностью методики преподавания по программам обновленного содержания образования является принцип деятельности. Принцип деятельности ­ заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Сквозные темы предполагают формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).Это очень важно для стремительно развивающегося поколения.

А эмоциональный настрой,с которого обычно начинаю урок, и рефлексия предполагают  снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Сегодня обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.Новый результат формулируется в виде конкретных задач:

1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ)

2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)

3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)

Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения.

Структура урока в начальных классах.

I этап. Организация класса (оргмомент)

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

V этап.   Рефлексия. Итог урока.

Итак, подведём итог, что же характерно для урока по программам обновленного содержания образования ?

Цель ­ готовность к саморазвитию. Она включает в себя:

·                     умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;

·                     умение ставить перед собой цель, принимать решения;

·                     умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;

·                     умение проконтролировать себя, свои собственные действия;

·                     умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;

·                     умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования по программам обновленного содержания образования ? Для построения урока   важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1.                   Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2.                   Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3.                   Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4.                   Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5.                   Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.                   На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7.                   Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8.                   Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.                   Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10.               Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11.               Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12.               На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что тема «Современный урок» ­ широкая и основательная. Поэтому она должна быть основной в наших научных и методических поисках.

Повышение эффективности урока предусматривает решение новых задач:

·                     целеполагание с учетом способностей, возможностей и интересов современных школьников;

·                     конструирование (отбор) содержания образования;

·                     совершенствование форм и методов обучения;

·                     психолого ­ педагогического сопровождение образовательного процесса.

Если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.

Многое зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

И закончить хочу словами:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI ­ век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Терпенья вам и творческих успехов

В такие непростые наши дни!

Список использованной литературы:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя ­ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009. )

2.  Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. ­ М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

Добавить комментарий

Используемые источники:

  • https://www.xn—-7sbzhgab7ageef.xn--p1ai/load/nazhmadinova_sh_g_saparova_a_a_sovremennyj_urok_v_ramkakh_obnovljonnogo_soderzhanija_obrazovanija_individualnaja_strategija_professionalnogo/1-1-0-53
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/03/04/sovremennye-trebovaniya-k-kachestvu-uroka-orientiry-na
  • http://zkoipk.kz/ru/nconf2018/1-section/4058-conf.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации