Андрей Смирнов
Время чтения: ~31 мин.
Просмотров: 9

статья «Применение активных методов обучения в рамках обновленного содержания образования»

Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах.

Гарипова Резеда Ильдусовна, учитель начальных классов,

МОАУ СОШ №13 городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан, garipova_13@mail.ru

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования. Образование сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное)  общение.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность — качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. 

       Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

1.Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

2.Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3.Организации релаксации и подведения итогов.

4. Презентации учебного материала — использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

7. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).

8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

9. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).               

Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие  забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует  установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

 Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать   более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить)  от  сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

 В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как «Кластер», «Инфо-угадайка» — учителем даетсяряд вопросов, работа в группах. (Догадайтесь о теме урока. На доске слова: 1 столбик-мышь, дочь, ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш).  Выберите из карточек №1 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Выберите из карточек №2 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Сравните слова каждого столбика. Выберите из карточек №3 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Итог, на доске появляется группа карточек сущ, без Ь, с Ь, род.Формулируем тему.

При организации    самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!   Для работы    над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» — обсуждение в группах. Для  проведения дискуссии  и принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии  поднимаются карточки согласия — не согласия по цветам светофора), «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а они — защищаются). Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».

Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект.  В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов — главная цель этого урока.

        Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».

      «Ромашка» — 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

«Мудрый совет» — Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:

 еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

 «Итоговый круг» — Учитель дает минуту! Подготовленные   представители группы встают в круг,  задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

         Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо  обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от  учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают — развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания,  развивать интерес к предмету, активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

          — Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому — не могут совладать  своими эмоциями и на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.   А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества. 

comments powered by HyperComments

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Кривякина Е.А.,

сертифицированный учитель 3 базового уровня, 1 категории, средняя общеобразовательная школа  №26.

«Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность».

Бернард Шоу

Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. поставил высокую задачу перед национальным образованием современных школьников. Нынешнее образование должно быть высококачественным, конкурентоспособным, таким, чтобы выпускники школ Казахстана смогли продолжить образование за рубежом.[1]

В  Послании Президента  Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» говорится о том, что «учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации». [1]

На сегодняшний день образование Республики перестраивается кардинально, внедряются активные методы обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем.

Целью  начального образования в рамках обновления является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как: умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.

Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Активное обучение подразумевает ряд подходов к преподаванию и учению, которые требуют от учащихся большего участия, чем пассивное слушание учителя. Эти подходы иллюстрируют идею о том, что обучение больше происходит в деятельности, нежели предваряет ее. [2]

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.

О некоторых из методов, применяемых в моей практике, я хочу рассказать вам сегодня.

АМ организации начала урока

Такие методы, как  «Ладошка», «Атомы», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами»,  «Полиглот» или «Человечки-домики» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Проведение:

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им сделать следующее:

• Ученики 1 ряда  складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Ученики 2 ряда  упираются руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Ученики 3 ряда  нагибаются вперед, кладут ладони на колени и выставляют локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно ученики 1 ряда, 2 ряда, 3 ряда. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Метод «Здороваемся глазами»

Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу

— Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча — глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

АМ выяснения целей, ожиданий, опасений.

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как “Дерево ожиданий”, “Поляна снежинок”, “Разноцветные листы”, “Фруктовый сад”, позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем.Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

Метод «Что у меня на сердце»

Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

— Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное,  а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

АМ презентации учебного материала

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение: Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. «Белые пятна» стимулируют — многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Метод  «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер — это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означаетпучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова — для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления — для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии — при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Прием составления маркированной таблицы «ЗУХ»

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Маркировочная таблица ЗУХ

Знаю

Узнал

Хочу узнать

В каждую из колонок необходимо разнести в ходе чтения  текста основные моменты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.

Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

АМ организации самостоятельной работы над темой

Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение: Участники разбиваются на группы по числу вопросов

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе в разных углах класса) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу

В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.

Метод «Инфо-карусель»

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения.

Метод  «Написание синквейна»

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по — возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников другому.

АМ релаксации

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – “физминутки” “Земля, воздух, огонь и вода”, “Зайчики” и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса.

Упражнение «Четыре стихии».

«Четыре стихии»- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля» — вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу «вода» — вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу «воздух» — вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу «огонь» — вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

Упражнение «Постройся по росту».

Детям завязывают глаза и предлагают построиться по росту в шеренгу. После этого, как все участники займут свои места, повязки снимаются и проверяется результат.

Упражнение «Пантомима»

— Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо  действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать   только   мимикой, жестами или действиями.

Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

АМ подведение итогов занятия.

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка»,  «Две звезды и пожелание», «Письмо самому себе», «Рефлексивный экран», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты».

Метод «Ромашка»

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Метод «Ресторан»

Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение:

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

— Я съел бы еще этого…

— Больше всего мне понравилось…

— Я почти переварил…

— Я переел…

— Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флипчарта, комментируя.

У каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают:

*АМО формируют положительную учебную мотивацию;

*повышают познавательную активность обучающихся;

*активно вовлекают всех школьников в образовательный процесс;

*стимулируют самостоятельную деятельность;

*помогают эффективно усваивать большой объем учебной информации;

*развивают творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося;

*раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития.

Активные методы обучения имеют недостатки:

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому:

* Дети не могут совладать со своими эмоциями, следовательно,  на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

*Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.

*Для некоторых участников работа в команде с использованием активных методов — только способ ничего не делать.

*Если преподаватель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества;

Применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном уроке.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские активные методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.

Список источников.

1. http://www.kazpravda.kz/news/poslanie-prezidenta/poslanie-narodu-kazahstana-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-a-nazarbaeva/ Послание Президента  Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»7

2. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам начальных классов в школах с русским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015.

3. http://www.moi-universitet.ru/ образовательный портал «Мой университет»

4. http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-pismo-samomu-sebe/ проект «Твой взгляд»

5. http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=392 Психологические упражнения для тренингов

6. http//www.edu54.ru Вернер П.Г.  Применение активных методов на уроках в начальной школе.

7. http//www.openclass.ruШевелева В.С. Активные  методы обучения организации самостоятельной работы над темой.

8. http//tatianakhromov.ucoz.ruХромова Т.Н. Активные методы обучения

Добавить комментарий

  • Коростелева Надежда Михайловна, учитель начальных классов

Разделы:Начальная школа, Общепедагогические технологии

1. Вступление.

Вспоминая свои школьные годы, мне нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники, решать задачи и выполнять упражнения, и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Если привычной и самой желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. На этом и должен быть построен современный урок в начальной школе. Все этапы урока должны включать активные методы обучения. Игра должна служить для повышения мотивации обучающихся.Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

При изучении мотивации обучения педагоги убедились, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль самого главного предмета в обучении.

2. Применение активных методов.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

– методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет (

http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11

).

Активные методы обеспечивают многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса, поэтому применение их необходимо в образовательном процессе. Конечно, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка учителя.

Я хотела бы рассказать, какие активные методы обучения использую для каждого этапа урока, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи этапа. Применение элементов кинезиологии – психологического настроя на начало урока, различные игры, такая как “Поздоровайся локтями” и другие, эффективно и динамично помогают мне начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.Метод “Поздоровайся локтями”.Цель: – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство.

Численность: – весь класс.

Время: – 3–5 минут.

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

  • Каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
  • Каждый “номер второй” упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
  • Каждый “номер третий” нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Можно использовать только первую часть метода.

Психологический настрой – кинезиология – УПРАЖНЕНИЕ, которое провожу в начале каждого урока с использованием простой питьевой воды – это коррекция организма с помощью воды. Дело в том, что когда мы волнуемся, усиленно думаем о чем-то неприятном или находимся в подавленном, депрессивном состоянии, вообще от любого нервного возбуждения наша кровь как бы электризуется. В ней повышается количество электролитов, что в принципе для организма не естественно и через некоторое время может привести к заболеванию всей системы. Как мы знаем, ЛЮБАЯ ПРОБЛЕМА ЛУЧШЕ РЕШАЕТСЯ В СПОКОЙНОМ ПОЗИТИВНОМ СОСТОЯНИИ. Поэтому первое, что мы сделаем – это вернем организм в состояние покоя и гармонии и это помогает настроиться на урок. Для этого перед началом урока все дети пьют чистую питьевую воду, затем выполняют комплекс уже разученных ранее упражнений. Комплекс включает несколько этапов. И первый из них – ритмирование. Ритмирование включает в себя:

 1. Обязательное питье чистой воды, позволяющее повысить энергетический потенциал тела и активизировать мозговые процессы.

2. Упражнение “Кнопки мозга”, позволяющее привести в готовность вестибулярный аппарат, активизирующий работу мозга и подготавливающий его к восприятию сенсорной информации. Для выполнения процедуры необходимо:

  • одновременное массирование большим и средним пальцами левой руки парных точек в подключичных впадинах, положив при этом правую руку на пупок;
  • провести стимулирование точек 10 раз;
  • поменять положение и провести стимулирование точек еще 10 раз.

3. Упражнение “Перекрестные шаги”, способствует развитию интегрированных связей обоих полушарий и формированию причинно – обусловленного уровня мышления. Каждый ребенок попеременно касается правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения “локоть – колено”. Упражнение может быть модифицировано: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет ведущего.

 4. Упражнение “Крюки”, оказывает влияние на сбалансированную работу моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга:

Часть 1.

  • скрестить ноги;
  • скрестить выпрямленные вперед руки ладонями друг к другу;
  • соединить пальцы в замок;
  • вывернуть соединенные в замок руки к груди;
  • фиксировать положение головы, рук и глаз под счет ведущего до 20.

Часть 2.

  • скрестить ноги;
  • соединить кончики пальцев широко раскрытых ладоней (от больших к мизинцам), образовав тем самым “корзиночку” и развернув при этом кисти рук так, чтобы сомкнутые большие пальцы – “ручка корзиночки” были направлены к груди;
  • развести локти в стороны, плечи расправить;
  • держать голову прямо, взгляд опустить на “корзиночку”;
  • фиксировать положение под счет ведущего до 20.

Часть 3.

  • соединить стопы и колени;
  • выпрямить руки над головой, плотно соединив ладони (пальцы ладоней прижаты друг к другу и направлены вверх); взгляд обращен вперед;
  • медленно опускать руки до тех пор, пока предплечья не образуют горизонтальную линию; взгляд обращен вперед;
  • зафиксировать положение рук и глаз под счет ведущего до 20 .

Мудрый Филин от изумления развел крыльями.

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:Метод “Фруктовый сад”.Цель: – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.Численность: – весь класс.

Время: – 10 минут.

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч. Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано “Яблоня”, второе – “Лимонное дерево”. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Когда я вы чувствую, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделаю паузу, вспомню о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 минут веселой и активной разминки.

Метод “Земля, воздух, огонь и вода”.Цель: – повысить уровень энергии в классе.

Численность: – весь класс.

Время: – 5 минут.

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.Воздух. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее “взбодрилась”).Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, “заземлиться” и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в “воде”, следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Когда устали пальчики – упражнения для разминки:

Дети выполняют упражнения пальчиками.

Если нужны движения , вытягиваем левую, затем правую руку и рисуем в воздухе левой и правой рукой восьмерку

3. Технология модерации.

При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется.

Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из “контролирующего органа” учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.

Методы модерации отличаются от дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Ученик с большим удовольствием участвует в образовательном процессе, понимая свою значимость.

4. Заключение.

Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулирование самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • развитие универсальных навыков.

Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе возможно при использовании технологии модерации. Это позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

(http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11). обучения.”

Международный Институт Развития “ЭкоПро”

Образовательный портал Мой университет

http://www.moi-universitet.ru/

Факультет “Реформа образования”

http://www.edu-reforma.ru/

Список использованной литературы:

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред Л.С.Цветковой. – М., 2001.
  2. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. – М., “Восхождение”, 1997.

3.10.2012

Используемые источники:

  • https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/primenenie-aktivnyh-metodov-obucheni/
  • http://zkoipk.kz/ru/2017seminar/2section/3365-conf.html
  • https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%d0%b8/624961/

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации