Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 1

Урок по литературе 8 класс по обновленной программе обучения.

Раздел 1: Литература

Взрослые и дети.

Школа: №12 имени Ф.Досымовой

Дата:

ФИО учителя: Ткачук Ольга Фагисовна.

Класс: 8

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Уроки доброты по повести В.Распутина

«Уроки французского»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

ПО2- понимать худ. произведение критически осмысливать открытую и скрытую информацию;

ПО5- пересказывать содержание отрывка, используя разные приемы цитирования;

АИ4- анализировать эпизоды произведения, объяснить их связь с проблематикой и роль в развитии сюжета;

АИ5- характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения;

АИ8 – анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе и звукопись, литературные приемы;

ОС1 – участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора.

Цели урока

Все учащиеся будут уметь: понимать художественное произведение в деталях.

Большинство учащихся будут уметь: определять отношение автора к героям произведения.

Некоторые учащиеся будут уметь: находить выразительные средства языка.

Языковая цель:

Учащиеся смогут:

— Учащиеся будут работать над расширением словарного запаса, развивать навыки чтения, слушания и говорения. Этот урок поддерживает развитие навыков мышления.

— использовать языковые навыки в различных комбинациях для достижения различных целей;

-использовать в речи ключевые слова и фразы, аргументировать ответы

Привитие ценностей

Способствовать осознанию учащимися ценности «Мәңгілік ел» — взаимоуважение, любовь, верность, доброта.

Инсценирование дает возможность проявиться самым разнообразным творческим способностям детей.

Межпредметные связи

Изучение данного раздела предполагает межпредметную связь с уроками: русский язык, казахский язык, самопознание, искусство.

Навыки использования

ИКТ

Умение работать с интернет — ресурсами, с информацией, видеоматериалом.

Предварительные знания

Этот раздел строится на знаниях и навыках полученных при изучении предыдущих тем. Учебная деятельность ориентирована на развитие навыков выразительного чтения, анализа текста на уровне глубокого понимания, идейной направленности, характеристики героев через анализ эпизодов, формированию собственного отношения к героям через чтение и анализ литературного текста

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

(стадия вызова)

5 минут

1.Психологический настрой (создание коллаборативной среды т.е. условие для эффективного обучения.)

«Круг радостей»

Деление на группы по цвету. Прием «Светофор»

Посмотрите на доску и озвучьте эпиграф к уроку: 

«Чем человек умнее и добрее,

тем больше он замечает

добра в людях.» 

И— Как понимаете смысл высказывания Л.Толстого? — А что такое добро? Доброта? (работа с толковым словарем). Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения. 

Повесть В.Распутина

«Уроки французского»

Слайд№1

Слайд№2

Словарь

Середина урока

(стадия осмысления)

3 минуты

3 минуты

10 минут

1 минута

3 минуты

10 минут

2 минуты

Г.

1 Составление кластера на тему «Доброта».

Учащиеся сравнивают свои работы, обсуждают в группе, дополняют свою работу и выбирают самую лучшую работу

Дескрипторы:

умение составлять кластер;

— приводить пример доброты из личного опыта.

Каждая группа представит результаты работы всему классу.

Учащиеся оценят работы других групп по критериям.

ФО«Словесная похвала» (наблюдение учителя)

Прогнозирование (целеполагание)

— Ребята, определите о чем пойдет речь на уроке?

(о доброте, об учителе, о хороших поступках…)

Г

2Работа с пословицами.

1 группа Собери из слов пословицу, объясни значение.

Жизнь дана на добрые дела.

2 группа Назови какое языковое средство используется в пословице Добрые умирают, а дела их живут.

(Антонимы т.е. противопоставление.)

3 группа Переведи пословицу с казахского языка на русский язык и объясни смысл.

«Жақсылықтың ерте кеші жоқ.»

(Добро не имеет границ)

Проверку провести по слайду в презентации.

Самооценивание.

Дескрипторы: — уметь объяснять значения пословиц;

-переводить с казахского языка на русский язык.

ФО: Смайлики.

Г

№3 Дифференцированная работа с текстом.

Инсценирование отрывка. Стратегия «Драма»

Каждой группе свой отрывок из текста. Найти пример доброты с использованием цитат, составить толстый вопрос, найти выразительные средства языка, подготовить инсценировку отрывка. ( в группе ребята делятся на пары и выполняют задания)

1 группа В гостях у Лидии Михайловны.

2 группа Посылка м макаронами.

3 группа Игра в «Пристенок».

Критерии успеха:

— Для подтверждения своего мнения отвечает на вопросы в качестве доказательств использует цитаты из текста;

-составляет проблемный вопрос.

-умение инсценировать образы;

— выразительные средства языка:

— соблюдают правила работы в команде, активны.

Поддержка учителя: рекомендации по инсценировке отрывка.

Выступления групп

ФО: Самооценивание и оценивание учителем.Стратегия «Аплодисменты».

Затем всем классом обсуждают итоги работы. Учитель комментирует ответы детей.

К

Музыкальная пауза (физминутка)

К/И

Давайте выведем законы доброты.

Какая должна быть доброта? (ответы учеников)

1.Доброта не ищет награды.

2.Доброта не требует награды

3.Доброта бескорыстна

4.Доброта бесценна

4 — Показ видеофрагмента «Игра учительницы на деньги»

Г

Дискуссия на тему «Это преступление или акт доброты»

Стратегия «Аквариум»

1 группаЭто преступление

2 группаЭто акт доброты

3 группаНаблюдатели

ФО: «Две звезды и одно пожелание».

Дескрипторы: передает основной смысл понравившегося

высказывания;

выражает свое отношение к нему; доказывает на примере свою позицию.

Критерии оценивания:

-умеют находить аргументы:

-доказывать свое собственное мнение;

-делать вывод.

Домашнее задание🙁дифференцированное)

1 группа

Синквейн на тему «Доброта».

2 группа

Презентация на тему «Доброта»

3 группа

Эссе «Уроки доброты в вашей жизни»

Слайд№3

Лист оценивания

Лист оценивания

Отрывок из худ.фильма

«Уроки французского» 1978г. режиссер Е.Ташков.

Слайд№4

Конец урока

3 минуты

Рефлексия:«Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Дифференциация.

Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание.

Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

ОБНОВЛЕНКА

Обновленное содержание образования Республики Казахстан

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания (скачать Приложение 1.). Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера.

Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения.

Преимущества спиральной учебной программы:

  • предлагается ввести применение ранее полученных знаний для достижения намеченных учащимися целей обучения;
  • новые знания тесно связаны с предыдущими и рассматриваются с точки зрения полученной информации;
  • при каждом повторении сложность темы либо предмета повышается;
  • спиральная образовательная программа позволяет переходит с простых идей к более сложным удобным путем.

Так же развитие казахстанских учащихся будет проходить путем внедрения активных форм обучения (скачать – Приложение 2.), в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем. Задача педагогов в ходе применения обновленной программы, привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка.

Обновленное содержание образования РК должно твердо переплетаться с идеями патриотического акта «Мәңгілік ел» (скачать – Приложение 3.), изложенного Президентом страны Н.А.Назарбаевым в ежегодном послании народу Казахстана: “КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ – 2050: ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ, ЕДИНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, ЕДИНОЕ БУДУЩЕЕ” , оно представляет собой миссию и ценности общенациональной идеи реализуемых в комплексном виде через все виды учебно-воспитательной работы.В норме, для осуществления учебной деятельности преподаватель в первую очередь должен опираться на основные нормативные и ключевые документы:

  • Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан (ГОСО РК);
  • Учебная программа;
  • Учебный план;
  • Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ (скачать – Приложение 4.);
  • Сборник заданий формативного оценивания (скачать Приложение 5.) скачать (СОР, СОЧ Биология 7 класс) (СОР, СОЧ Биология 8 класс);

ГОСО РК – определяет совокупность общих требований по уровням образования:

  • к уровню подготовки обучающихся;
  • к содержанию образования;
  • к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся;
  • к сроку обучения.

Учебная программа – это документ, предоставляющий структурированное описание предмета и сведения о педагогических приемах, используемых при обучении предмету.

В учебной программе знания и профессиональные навыки, которые предположительно должны развить в рамках предмета ученики, представлены в виде учебных целей. В этих учебных целях определяются содержание учебной программы для каждого класса. Учебные цели делятся на разделы и подразделы, однако, не обязательно обучать им только в предложенном порядке. Учебная программа на основании спиральной образовательной программы демонстрирует, как ученики по мере перехода из класса в класс продвигаются вперед.Вопросы, охватываемые учебной программой: – Заключение о цели, задачах и значении предмета; – Сведения о знаниях, понятиях, навыках, мнениях и ценностях, развивающихся в учебной программе; – Педагогические приемы, применяемые в обучении по учебной программе; – Пояснение об информационно-коммуникационных технологиях; – Краткий обзор методов оценивания; – Содержание программы, организация и порядок усложнения материалов в ней.

Учебный план – документ, специально подготовленный для учителей, для отдельного предмета и класса. Учебный план подробно оговаривает материал, который должен быть пройден по предмету определенным классом, и рекомендуемый порядок, согласно которому, данный материал можно использовать для обучения и изучения.

Учебный план включает в себя: – Долгосрочный план (скачать –КТП Биология 7 класс, КТП 8 класс); – О языковых целях; – Среднесрочный план (скачатьПриложение 6); – Краткосрочный план: (план урока) (скачатьПриложение 7).

В среднесрочном плане включены все цели обучения за весь учебный год и приводится краткая информация об упражнениях, предлагаемых ученикам для выполнения и предоставления учащимся возможности достичь этих целей.

Предлагаемые упражнения, наряду с краткими заметками, в которых записаны полезные советы, направлены на оказание учителям поддержки при разработке своих уроков, включены также и ресурсы, которые можно использовать в рамках этого урока.

Краткосрочный план – образец, предложенный учителям в качестве руководства, как можно адаптировать содержание среднесрочного плана в подробных планах своих уроков.

(скачатьПриложение 8. Пошаговое руководство по планированию урока)

(скачатьПриложение 9. Образец планирования урока),

(скачатьПриложение 10. Пример начала урока)

(скачатьПримеры КСП Биология 7 класс, КСП Биология 8 класс)

В целом, учебный план предназначен для всестороннего обеспечения успешности претворения в жизнь обновленной учебной программы учителями, хорошо освоившими содержание предмета и методов его преподавания.

Очень важно рассматривать учебный план не как нормативный документ, а как руководство, так как учителя могут вносить в него изменения и адаптировать, в зависимости от потребностей и успеваемости учащихся в классах, в которых они ведут уроки. Одна из основных задач, реализуемых на уроках биологии, воспитание у школьников уверенности в своих силах и способностях, доведение уровня каждого до стандартных требований, а «сильному» ученику – предоставление возможности подняться на более высокий уровень развития. Для этого надо предоставить каждому ученику право выбирать уровень обучения по предметам, т.е. осуществлять уровневую дифференциацию. В настоящее время именно уровневая дифференциация (скачать –Приложение 10) учащихся стала наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения биологии. Основанная на личностно – ориентированном характере образования она направлена на реализацию принципа развивающего обучения с учётом зоны ближайшего развития школьников и основополагающих идей гуманизации, гуманитаризации, демократизации.

Скачать дополнительно:

Руководящие принципы при планировании урока

Постановка вопросов

Принципы обратной связи

Развитие навыка работы с информацией на уроке биологии

Проектирование на уроках биологии

Таксономия Блума (глаголы)

Колесо Блума

Источники:http://www.nis.edu.kzhttp://sk.nis.edu.kz/http://smk.edu.kz

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Кужабергенова Гулбану Сыйыковна

учитель русского языка

СОШ №1 города Уральска ЗКО

Современное образование переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.

Об уроке,конечно, написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы,изменения, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) ­ океан знаний и рифы противоречий. И это ­ нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его ­ одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это ­ не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед учителем ­ живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный ­ действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок ­ современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Целью обновленного содержания образования является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:

· ставит цели,

· решает задачи,

· отвечает за результаты.

Главное– умение учиться, т.е. учить себя.

«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» ­ пишет Надежда Егоровна Щуркова.

Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают уроки по обновленному содержанию образования.

Например,во 2-ом классе при изучении темы «О чем говорят семейные альбомы»,учащиеся  рассказывают, о ком и о чем рассказывают страницы семейного альбома Саната,почему дедушка и бабушка помещены на первые страницы альбома?  кого пометит Санат на следующие страницы? Почему? Учащиеся учатся на уроке делать вывод,размышляют, сравнивают два постера, составляя к ним предложения по опорным словам: семья, любовь, мир, радость, дружба, счастье.И этот принцип психологической комфортности ­ предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Три постулата заложены в основание моих уроков:

1.Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

2.Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

3.Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Также особенностью методики преподавания по программам обновленного содержания образования является принцип деятельности. Принцип деятельности ­ заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Сквозные темы предполагают формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).Это очень важно для стремительно развивающегося поколения.

А эмоциональный настрой,с которого обычно начинаю урок, и рефлексия предполагают  снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Сегодня обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.Новый результат формулируется в виде конкретных задач:

1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ)

2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)

3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)

Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения.

Структура урока в начальных классах.

I этап. Организация класса (оргмомент)

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

V этап.   Рефлексия. Итог урока.

Итак, подведём итог, что же характерно для урока по программам обновленного содержания образования ?

Цель ­ готовность к саморазвитию. Она включает в себя:

·                     умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;

·                     умение ставить перед собой цель, принимать решения;

·                     умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;

·                     умение проконтролировать себя, свои собственные действия;

·                     умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;

·                     умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования по программам обновленного содержания образования ? Для построения урока   важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1.                   Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2.                   Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3.                   Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4.                   Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5.                   Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.                   На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7.                   Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8.                   Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.                   Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10.               Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11.               Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12.               На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что тема «Современный урок» ­ широкая и основательная. Поэтому она должна быть основной в наших научных и методических поисках.

Повышение эффективности урока предусматривает решение новых задач:

·                     целеполагание с учетом способностей, возможностей и интересов современных школьников;

·                     конструирование (отбор) содержания образования;

·                     совершенствование форм и методов обучения;

·                     психолого ­ педагогического сопровождение образовательного процесса.

Если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.

Многое зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

И закончить хочу словами:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI ­ век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Терпенья вам и творческих успехов

В такие непростые наши дни!

Список использованной литературы:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя ­ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009. )

2.  Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. ­ М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

Добавить комментарий

Используемые источники:

  • https://videouroki.net/razrabotki/urok-po-litieraturie-8-klass-po-obnovliennoi-proghrammie-obuchieniia.html
  • https://bio-lessons.ru/obnovlenka/
  • http://zkoipk.kz/ru/nconf2018/1-section/4058-conf.html

Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Максим Уваров
Наш эксперт
Написано статей
171
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации